Новые статьи

Виды памяти. Стоит ли зубрить?

Память – способность человеческого мозга к накоплению, сохранению и последующему воспроизведению определенной информации или навыков. Данной функцией обладают все высшие животные, среди них самый развитый механизм имеет человек.

Виды памяти

Поскольку речь идет об очень сложной когнитивной функции (так как в ее формировании участвует множество отделов головного мозга), и используется она практически постоянно, используют классификацию.
Классифицировать виды памяти можно на следующие категории:
1. По времени удержания информации: сенсорная, кратковременная, рабочая и долговременная. Сенсорная отвечает за воспроизведение событий секундной давности, в то время как долговременная обеспечивает практически неограниченное по времени хранение воспоминаний.

2. По типу воспринимаемой информации идет деление на вербальную (запоминающую вербальные сигналы, например, слова и изображения) и невербальную (запоминающую сигналы, не относящиеся к вербальным, например, чувства, ощущения).

3. По дополнительному использованию органов чувств память разделяют на слуховую, обонятельную, вкусовую, зрительную и осязательную. Соответственно при их работе активируются определенные органы чувств: слух, обоняние, вкус, зрение или осязание.

Модели запоминания

В психологии существует множество моделей закрепления привычек или навыков, но в основе лежит разделение процессов запоминания и, соответственно, обучения на две категории: ассоциативные и не ассоциативные методы.
Не ассоциативные процессы появились раньше, и при их использовании не появляется ярко выраженная связь информация-стимул.
Их можно разделить на несколько стадий: суммацию, привыкание, долговременную потенциацию и импринтинг.
Суммация включает механизм, помогающий на краткое время запоминать определенные стимулы. Как правило, суммация особо активно работает, когда человек сталкивается с ранее неизвестным фактом, предметом или событием.
Привыкание возникает при многократном повторении одного и того же действия. В данном случае не запускается такой же процесс, как при суммации, и постепенно реакция организма на раздражитель исчезает.

Долговременная потенциация отличается чередованием сильных и слабых сигналов: после запоминания сильного сигнала организм будет давать рефлекторный ответ и на слабый. Этот механизм чаще всего возникает при образовании и использовании «длительной» кратковременной памяти, например, в течение одного дня.
Импринтинг отвечает за долговременную память и за постоянные воспоминания, формирующиеся в определенный момент развития. Например, по такому механизму происходит запоминание детей родителями и наоборот.
Более выгодным способом сохранения информации считается ассоциативное обучение – оно основано на соотношение двух различных стимулов и последующем их связывании.
Поскольку при применении ассоциаций память работает более активно, забывание не происходит так же быстро, как при обычной «зубрежке», то есть повторении одного и того же материала до момента полного запоминания.
Исследования показали, что при многократном повторении без применения ассоциаций забывание материала происходит уже через 1-2 дня.

Поэтому, для полноценного и полезного обучения, рекомендуется пользоваться ассоциациями – это обеспечит продолжительное и полное сохранение информации о том или ином предмете.
Мнемотехника
Made on
Tilda